usability

Принципы юзабилити сайта

Термином «юзабилити» в интернете обозначается комплексный показатель удобства для пользователя какого-либо сайта.

При этом в обыденном смысле можно использовать такой показатель, как комфортность пребывания на сайте для посетителя.

Многие из нас сталкивались с такими случаями, когда на сайте размещается полная информация, установлена грамотная система навигации, разработан оригинальный дизайн. Но какая-то мелочь в исполнении или часто возникающая ошибка делают работу с этим ресурсом неудобной. Вот это и есть низкий уровень юзабилити.

В этом случае весь сайт рассматривается как единый информационный продукт. И его цель – донесение до людей определенного количества сообщений. Если посетителям на сайте будет неудобно – они будут быстро покидать его и не успеют воспринять эти сообщения. Следовательно, свою основную задачу такой сайт не выполняет.

Поисковые машины стараются сегодня максимально задействовать показатель юзабилити в своей работе. Конечно же, сам робот не может посмотреть на экран глазами человека и выполнить нужные действия мышкой для проверки уровня юзабилити. Но эта задача решается другим путем – через сбор и анализ статистики действий пользователей при посещении сайта и после того, как они его покинули.
Если рассматривать весь комплекс факторов, то успешное решение задач юзабилити обеспечивает удобство и удовлетворение клиентов. А это повышает посещаемость и коммерческую эффективность для определенного сайта.

Если сайт имеет низкие показатели удобства для его посетителей, то его посещаемость достаточно низкая. При этом далеко не всегда на ресурсе размещается неинтересная или некачественная информация. Чаще даже бывает наоборот – сайт собирает и размещает интересную для пользователей, даже уникальную информацию.

Но серьезные ошибки в дизайне, верстке или системе навигации делают поиск этой информации и ее прочтение достаточно сложными. Или для получения доступа до нужной информации нужно выполнить несколько десятков кликов. В таком случае пользователям будет просто не хватать терпения и времени для получения доступа к интересующим их страницам.

Эти факторы юзабилити закладываются и должны учитываться еще в процессе планирования структуры сайта и разработки алгоритмов его работы.
юзабилити сайта

Контент сайта как успешный фактор юзабилити

Весь контент любого ресурса можно разделить на две группы – содержания и форма. При этом для каждой из них параметры юзабилити будут отличаться.
Для идеального сайта характерно уникальное полезное для его клиентов содержание. Причем размещено и сверстано все должно быть таким образом, чтобы при чтении с любых устройств обеспечивалось удобство для посетителей.

При этом нужно помнить, что рассматривать юзабилити нужно только для ресурсов с уникальным содержанием. В противном случае при некачественном наполнении сайта даже высокий уровень юзабилити не решает проблемы его эффективной работы.

Информацию нужно подавать наглядно. Посетитель не должен путаться в многочисленных графиках и таблицах, все должно быть максимально понятно и наглядно. Здесь нужно учитывать отличия поведения пользователей в интернете – они не будут тратить слишком много времени на рассматривание запутанных сообщений.

Так как поисковые системы сегодня имеют мощные алгоритмы поиска грамматических и других ошибок в контенте, перед размещением вся информация должна быть проверена, а ошибки исправлены.

Высокие показатели юзабилити нужны даже для сайтов с онлайн-играми. Если пользователь за несколько минут не сумел разобраться в интерфейсе и включиться в игру – то ожидать, что он станет фанатом этого сайта уже не стоит.

Обычно такой посетитель покидает сайт, чтобы начать играть на сайте — конкуренте. Правильный сбор информации о поведении пользователей и анализ их действий дает возможность вовремя обнаруживать и исправлять ошибки юзабилити.